Зел потенция
Назад

Развитие наглядного мышления — Блог

Опубликовано: 25.04.2020
Время на чтение: 10 мин
0
0

Игры на развитие наглядного мышления

Игра «Угадай, что тут спрятано?»

Нарисуйте разными цветами силуэты четырёх предметов, слегка накладывая их друг на друга. Изображения нужно распознать, затем называть, а затем – раскрасить. Например, такие силуэты: груша, гриб, цветок, дерево; домик, яблоко, мячик, рыбка.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Игру можно усложнить, если:

  • увеличить количество предметов;
  • нарисовать контур одним цветом;
  • попросить ребёнка перечислить по памяти, какие предметы он нашел.

На Битрейнике есть похожая игра —«Бирюльки».

Игра «Вспомни и сложи картинку»

Эта игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Ребёнку показывают схематичное изображение предмета (например, телевизор, цветок, ёлочка, кровать, стул или другие предметы). Затем картинка убирается, и ребёнка просят по памяти нарисовать увиденное изображение или выложить его из спичек (из палочек).

Игра «Найди меня!»

Эта игра предназначена для детей, которые умеют читать.

Напишите ребёнку слова, в которых буквы расставлены в ином, произвольном порядке, например: качер (речка), кабоса (собака), жолка (ложка) , згла (глаз).

Попросите детей отыскать запрятанные слово. Кто быстрее найдёт, тот и молодец! Для взрослых на Битрейнике развивать мышление поможет тренажёр «Большая рыба».

Задания на развитие наглядно-образного мышления предполагают мыслительные операции, которые опираются на представление. Поэтому нужно стараться формировать у детей умение визуализировать, создавать в голове разные образы.

Задание

На листе бумаги нарисуйте четыре – восемь квадратов, внутри каждого из них поместите схематическую картинку, например такие:

  1. маленький круг внутри большого круга;
  2. полукруг, расположенный выпуклой стороной вверх;
  3. круг с вертикальной линией, отходящей вниз;
  4. две перекрещенные линии;
  5. два круга, соединенные горизонтальной линией;
  6. извилистую линию.

Попросите ребёнка дать по каждой из картинок максимальное количество ответов, на что это похоже. Чем больше ответов, тем они оригинальные – тем лучше. Можно соревноваться.

Игра «Угадай, что это»

Опишите любое растение (животное, предмет), знакомое ребёнку, и попросите угадать, что или кто это. Например:

  • большой, косолапый, неуклюжий, любит мёд (медведь);
  • длинная, плоская, ровная, с делениями (линейка);
  • железная, с длинной ручкой и зубчиками (вилка);
  • большое, сладкое, сочное, растёт на дереве (яблоко).

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

На сегодняшний день достаточно несложно подобрать разнообразные, подходящие для возраста и уровня развития ребёнка игры на развитие наглядного мышления. Нужно просто понимать важность таких занятий и уделять им достаточно внимания.

Развивать мышление, память, внимание и восприятие можно ежедневно и с удовольствием, с помощью развивающих игр онлайн . Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

Значение

Значение первой формы мышления, наглядно-действенной, в том, что некоторые ошибки, которые были допущены в развитии ребенка, негативно отражаются на его дальнейшем умственном развитии. Таким образом, наглядно-действенное мышление для маленького человека, вступающего в этот мир, – исходный пункт, который в дальнейшем даст мозгу развиваться и перейти на другие, более сложные формы мышления.

Практическое мышление

На заре времен наши предки подходили к задачам исключительно с практической точки зрения. И только потом стала возможной теоретическая деятельность. Не зря сейчас математики шутят, что математика появилась из потребности пересчитать баранов. Древние люди научились измерять длину и ширину земельных угодий, используя подручные средства. А на базе этих знаний сложилась теоретическая наука – геометрия. Получается, что практика и теория неразрывно связаны.

Так и у ребенка: исходной будет практическая деятельность. Внутри нее и на ее основе формируется детская способность мыслить. В раннем детстве малыш анализирует близлежащие объекты через непосредственный контакт с ними: ему нужно потрогать руками, соединить, разделить, соотнести и связать предметы.

Многие дети ломают игрушки. Но следует ли ругать их за подобный поступок? Это не просто хулиганство или баловство. Сломать игрушку значит посмотреть, как она устроена внутри. Это ранний исследовательский шаг.

Цель этого вида процесса мышления – подготовка конкретного физического преобразования действительности: например, создание плана, проекта, схемы. Другими словами, оно направлено на решение конкретных практических задач. Обычно практическое мышление ограничено рамками дефицита времени.

Наглядно-действенное мышление проявляется в практической деятельности, в процессе которой мы преобразовываем реальные предметы. При данном преобладающем виде мышления человек непосредственно воспринимает предмет или в процессе какого-либо действия с ним изменяет, преобразовывает ситуацию. Кто чаще всего используют наглядно-действенное мышление? Это, как мы уже говорили, малыши до трёх лет и взрослые, занятые созданием какого-либо материального продукта (например, на производстве).

Наглядно-образное мышление отличается тем, что мыслительный процесс в этом случае происходит непосредственно в процессе восприятия окружающего мира, и только так. При этом виде мышления человек представляет ситуацию и те изменения, которых он хочет добиться в конечном результате. Для наглядно-образного мышления характерно использование необычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств.

Наглядно-действенное мышление: родом из детства

Кто чаще всего использует наглядно-образное мышление? Прежде всего это дети: дошкольники и младшие школьники, а среди взрослых – те, кто занимается практическими видами деятельности, если они наблюдают за предметом своей деятельности, не касаясь его. Выполняя ремонт квартиры и представляя конечный результат, опираясь на подобранные варианты обоев, цвет потолка и пола, мы также используем этот вид мышления.

Предлагаем ознакомиться  Основные сферы жизнедеятельности человека и их значение

Когда начинает формироваться?

Важно. Наглядно-действенная форма мышления активно формируется у детей самого раннего и младшего дошкольного возраста.

Этот процесс стартует, когда ребенок еще не может самостоятельно ничего планировать. Первые «симптомы» этой формы мышления можно наблюдать даже у семимесячных малышей. Об уровне его развития у малыша до трехлетнего возраста дает информацию период, когда ребенок решет задачи, связанные с предметами и игрушками.

Пусть это пока и не самые смелые и уверенные планы. Из кубиков и фрагментов конструктора он уже может строить разные конструкции – от домиков до самолетов. Разбирает на частички свои игрушки, чтобы узнать из чего они, «наводит порядок» в домашних шкафах.

Именно так, с наглядно-действительного мышления, и начинается сложный, но познавательный путь длиною в жизнь.

Суть наглядно-действенного мышления

Решая различные практические задачи, ребенок проявляет свою способность мыслить. Он действует по принципу великого римского императора: «Пришел, увидел, победил». Мышление проходит в конкретной ситуации, с конкретным предметом. Решение не приходит в детскую головку, оно реализуется сразу в действиях.

Если поставим перед похожей задачей (достать недоступный предмет) ребенка постарше, образ его действий будет такой же. Только его поведение будет более умелым. Это доказывает, что с возрастом наглядно-действенный образ мыслей никуда не исчезает, просто принимает иные формы. А вот старший дошкольник способен уже опираться на предыдущие свои знания при решении задачи и представлять потенциальные последствия своих действий. Таким образом ребенок плавно движется к более сложным этапам развития мышления, готовится к восприятию понятий.

Важно иметь в виду, что условием развития наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста является эмоциональное и содержательное общение с близкими взрослыми. Особенно это важно на первом году жизни.

Особенности развития

Родители часто ругают детей, думая, что они безобразничают, но это не так. Вся эта деятельность как раз и является результатом наглядно-действенного мышления у ребенка. Это необходимая ступенька для дальнейшего развития интеллекта.

У дошкольников

У дошколят впереди логики логического мышления – «мышление руками».

  1. Сначала ребенок может понять окончательную цель.
  2. Затем начинает анализировать конкретные условия поставленных задач.
  3. И только потом сопоставляет условия задачи с целью, которую нужно достичь.

Так и выстраивается вся цепочка мелких решений, которые приведут к достижению финальной цели.

В раннем возрасте

Важно. Особенность мышления в четыре-пять лет – это совершенная его нестабильность. Вроде ребенок хочет проанализировать все, что видит вокруг себя, сравнивает предметы друг с другом и уже может сделать вывод о их взаимосвязях. Но его суждения о предметах – просто их перечисление.

Дети младшего возраста зачастую действуют неадекватно и не могут критически относиться к себе и своим действиям. Они понимают только конечную цель (вынуть конфету из высокой вазы, поймать игрушечную рыбку), но они пока не осознают, как решить эти задачи. Как только ребенок заговорит, все изменится.

Этот переходный возраст – из детства в юность – важный и сложный этап в развитии ребенка. Возрастают физические возможности: движения и действия более уверенные и разнообразные. Все больше нужны содержательные контакты с ровесниками. В этом возрасте дети общаются по разным вопросам и круг этих вопросов гораздо шире, чем у малышей.

У подростков

С возрастом накапливается жизненный опыт. Подростки рассуждают и способны делать выводы. Они считают себя взрослым. У ребят появляются собственные решения, не всегда правильные и адекватные. На этом этапе родителям хорошо уделять внимание на развитие мышления, не забывая при этом о психологическом климате.

Развиваемся вместе

Чтобы ребенок в раннем детстве развивался гармонично, ему необходимо непосредственное участие взрослого. От вас это не потребует больших усилий. Что можно сделать?

  1. Если малышу еще нет года, можно приучать его пользоваться ленточками, чтобы дотянуться до недоступных предметов. Привяжите ленту к погремушке и положите игрушку так, чтобы ее можно было достать, потянув за ленточку. Чтобы ребенку было интересно, меняйте игрушки.
  2. Деткам, которые начали уже вставать, очень нравится выбрасывать игрушки из кроватки, наблюдать за их падением. Облегчите себе жизнь: вместо того, чтобы постоянно раздраженно поднимать выброшенные погремушки, закрепите ленту к бортику кровати, другим концом привяжите ее к игрушке. Эксперимент малыша станет продолжительнее: сначала выбросить игрушку за борт, а потом подтянуть ее к себе, потянув за веревочку.
  3. С десятимесячного возраста детей можно приучать к занятиям. Усадите малыша за стол, положите перед ним шарик так, чтобы невозможно было дотянуться. В ответ на вопросительный взгляд ребенка, привяжите к шарику ленту и протяните кончики маленькому ученику. Он будет очень рад справиться с задачкой!

Вы самостоятельно можете придумать подобные занимательные задачи. Важно, чтобы ребенок научился использовать какой-либо предмет, чтобы достичь свою цель. Это тренировка познакомит его с самой простой культурой мышления. Опыт манипуляций с предметом, который малыш получит в течение первого года жизни, подготовит к дальнейшему интеллектуальному развитию.

В процессе решения задачи важную роль играет общение с компетентным взрослым. Вместо вспомогательного предмета ребенок может использовать помощь мамы или папы. Например, когда не может дотянуться до игрушки, будет просить, чтобы ему ее дали. А иногда даже требовать. Не нужно отказывать ему в этом, но все же стараться развивать его самостоятельность.

Предлагаем ознакомиться  Кривошея у новорожденных (18 фото): лечение грудничка и как определить ее у ребенка, можно ли вылечить воротником, мнение доктора Комаровского, отзывы

Почему общение с взрослым так важно? Дети, которые мало общаются с родителями, как правило, не могут хорошо организовать свое поведение и даже адресовать свою просьбу. Умение решать практические задачи развивается не только через предметно-манипулятивные действия, но и через общение.

Лишь предоставив надежное целенаправленное общение с родителем, мы можем сформировать у малыша правильные способы действия с предметами, а также нормы поведения. Взрослый необходим для передачи исторически накопленного опыта деятельности, способов действия. Это создает предпосылки для развития мышления ребенка, насыщения его опыта. Огромную роль в мышлении играет также познавательная направленность, умелость, опыт практических знаний, приобретаемых в игре.

C уважением, Александр Фадеев.

Методы диагностики

Развитие наглядного мышления — Блог

Постепенно его мировосприятие пополняется новыми ощущениями, образами (больше о том, что такое образное мышление, зачем оно нужно, читайте

, а из

вы узнаете для чего нужно улучшать подобный образ мыслей у взрослых и детей). Мышление маленького человека складывается из понятия свойств предмета, сопоставления данных, поиска различий, получения новых ощущений. В этом ему помогают родители, делясь своими знаниями, обучая и воспитывая.

С возможностью самостоятельно передвигаться малыш расширяет свои возможности в исследовании мира, пополняя его новыми образами. Весь запас сведений ребенок анализирует, систематизирует, составляя свою картину мира.

Ближе к году малыш с помощью практических действий, методом проб и ошибок, получает новую информацию, узнает свойства предметов. С года до двух – сочетает и оперирует объектами. Вместе с тем:

  • учится понимать речь;
  • развивает память;
  • слуховое и зрительное восприятие.

К 3 годам малыш:

  • значительно увеличивает объем памяти;
  • улучшает речь;
  • учится решать практические задачи с помощью полученной информации.

Внимание. У детей с умственными отклонениями сенсомоторное мышление характеризуется отставанием. У них не срабатывает навык обобщения своего опыта в действиях с повседневными предметами. Без помощи взрослого они не способны провести анализ и отбросить ошибочные варианты, тем самым не способны достичь цели.

https://www.youtube.com/watch?v=https:THErz4_AGVg

У «особых» детей не возникает потребность связать действие с речью, что свидетельствует о том, что их манипуляции не осознаны. Это особенность развития олигофренов, аутистов. Своевременная коррекция данных патологий дает хорошие результаты.

У взрослых серьезные нарушения могут проявляться в откате до наглядно-действенного периода мышления. Характеризуются навязчивыми повторяющимися движениями, манипуляциями предметами. Проявляется у шизофреников и кататоников.

Развитие наглядного мышления — Блог

Некоторые методики это:

  1. «Сложение пирамидки». Проверяющий показывает ребенку пирамидку и просит ее разобрать, затем собрать, учитываю величину колец. Если испытуемый не разбирает ее, экспериментатор показывает, как это делать и просит ребенка повторить его действия. Если малыш делает неправильно, его не останавливают, объясняют ошибки и просят переделать. Вместо пирамидки можно выстраивать башни из кубиков, объекты из конструктора.
  2. Доска Сегена» – это доска с выемками под разные фигуры. Сложность зависит от возраста испытуемого. Детям постарше предлагают доски, где вкладыши состоят из нескольких частей. Психолог показывает ребенку собранную доску, затем высыпает содержимое и предлагает собрать.
  3. «Достань тележку» — на стол устанавливают тележку с кольцом, через которое продевают веревку. Задача ребенка — подтянуть тележку к себе, сложив оба конца веревки. Взрослые не показывают, как делать правильно. Если веревка соскальзывает, ее поправляют вне зоны видимости проверяемого. Подходит детям от 4-5 лет.

Подобных методов исследования довольно много. Каждый психолог сам подбирает наиболее ему близкий и информативный способ диагностики.

Творческие люди всегда в поиске нового. Заметить творческие задатки у ребенка можно в самом раннем возрасте. Главное, любить, развивать и наблюдать. И вот что можно увидеть:

  • яркие эмоции на игрушки;
  • неподдельный интерес к людям;
  • острое желание подражать, повторять за кем-либо услышанные слова и действия.

Для оценки творческих способностей детей в психологии используется ряд критериев – это, к примеру:

  • гибкость;
  • оригинальность;
  • творческие идеи и решения.

Развиваемся вместе

В зависимости от возраста и предпочтений самого ребенка следует выбирать и методы развития наглядно-действенного мышления. В три года это может быть пирамидка и другие сборно-разборные игрушки.

  1. Для начала взрослый человек демонстрирует процесс их разборки и сборки.
  2. Затем ребенок повторяет эти процедуры.
  3. Далее задачи становятся сложнее. Например, берется пирамидка с кольцами разных форм, размеров и цветов.

В старшем дошкольном возрасте для развития мышления можно использовать такие методы:

  • Наблюдать за природой с дальнейшим описанием увиденного.
  • Проводить сравнение предметов разных размеров и форм.
  • Собирать пазлы, мозаику, периодически усложняя задачи.
  • Рисовать.
  • Лепить (глина, пластилин).
  • Ходить в музеи, посещать выставки.
  • Создавать поделки из природных материалов, картона, цветной бумаги.
Предлагаем ознакомиться  Что такое кардиограмма сердца (ЭКГ)

Взрослые должны принимать активное участие во всех этих процессах. Любое из перечисленных занятий не должно быть ребенку в тягость. Почувствовали утомленность ребенка рекомендуется переключить его внимание, хвалить мотивируя его на выполнение все более сложных задач.

Наглядно-действенное мышление является исходной точкой для формирования остальных форм интеллекта. Оно необходимо для самостоятельного существования индивида. Без него не обойтись в повседневной жизни.

Важно. Формирование наглядно-действенного мышления естественный процесс для здорового ребенка. В силу природной пытливости и темперамента некоторые малыши сами проходят этот путь, другие нуждаются в проводниках-родителях, которые помогут, объяснят, покажут.

Больше об особенностях наглядно-действенного мышления у детей мы рассказывали тут.

Важно дать возможность изучать окружающий мир и процессы в нем происходящие. Но есть «особые» дети с нарушениями интеллекта, с которыми необходимо работать, путем многократных повторений каких-то действий.

Любознательность малышей является хорошим стимулом для развития данного мышления.

, при этом следить за безопасностью.

Выбирайте многофункциональные игрушки, различного вида конструкторы, материалы для детского творчества. Дайте малышу возможность участвовать во всех домашних делах, используя бытовую технику и другие «взрослые вещи» под пристальным контролем, объясняйте, показывайте.

Поиграйте в сюжетно-ролевые игры. Попросите малыша:

  • покормить куклу;
  • покатать мишку;
  • искупать зайку.

Детям старшего возраста можно нарисовать фигуры на листке в клеточку и предложить ему их повторить.

Что касается взрослых, тренировать этот вид мыслительного процесса можно с помощью шахмат, пазлов, лепки. Также можно выполнять специальные упражнения, например:

  • Возьмите коробку спичек и составляйте из них фигуры.
  • Освойте оригами.
  • Нарисуйте на листке бумаги различные треугольник, круг, ромб. Затем, с помощью ножниц, вырежьте из каждой фигуры квадрат.

Игры и упражнения для детей с умственными нарушениями стоит разделить на несколько этапов:

  1. Обобщающий – формирование понятий о предметах окружающей среды.
  2. Ситуационный – знакомство с возможными проблемными ситуациями.
  3. Метод проб и ошибок.
  4. Определение причин.

Примеры игр:

  1. «Перевезем игрушки». Ребенку предлагают перевезти игрушки на машинке из одной части комнаты в другую. Демонстрируют машинку, предлагают испытать. После того уточняют, что без веревки возить неудобно. Привязывают веревку, и ребенок перевозит груз.
  2. «Гости». Педагог сообщает, что к детям пришли гости, показывает кукол. Уточняет, что гостей нужно напоить чаем, значит нужно найти стулья, стол, чашки. Когда дети все выставят, игра в чаепитие продолжается, при этом озвучиваются все действия и предметы.
  3. «Достань ключик». Ребенку вручают заводную игрушку, ключик вешают на стену, в пределах видимости должен находиться стул. Задача ребенка догадаться поставить стул, чтоб достать ключ. Педагог дает ребенку шанс самому сообразить, как можно поступить. Если не получается – подсказывает.
  4. «Достань камешки». На столе аквариум с камешками, а также ряд предметов – сачок, колечко, вилка крючок. Ребенку предлагают достать шарики, не замочив руки. Он может использовать любые предметы. В конце игры стоит уточнить, что удобнее всего оперировать сачком.

Формирование наглядно-действенного мышления — необходимый этап в развитии интеллекта человека. Благодаря ему человек способен осуществлять практическую деятельность в окружающей среде. Это первая ступень в развитии мышления человека, как высшей формы эволюции.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

ПРОВЕРЕНО

Эта статья была проверена нашими экспертами, практикующими врачами с многолетним опытом.

Задать вопрос

Если вы хотите проконсультироваться со

специалистами сайта

или задать свой вопрос, то вы можете сделать это совершенно

бесплатно

в комментариях.

А если у вас вопрос, выходящий за рамки данной темы, воспользуйтесь кнопкой Задать вопрос выше.

У малышей с ЗПР

Внимание. У детей с задержкой психического развития (ЗПР) снижена познавательная активность. Здесь несколько особенностей: кто-то медлителен и пассивен, кто-то, напротив, расторможен и многословен.

Наглядно-действенное мышление: родом из детства

Если ЗПР имеет церебрально-органическое происхождение, то, как правило, страдают все виды процесса мышления. Но наглядно-действенное бывает менее затронутым. Это связано с тем, что при подобных формах развития замедлено:

  1. формирование локомоторных функций;
  2. зрительно-моторной координации;
  3. наблюдается низкий уровень способности анализа, сравнения и обобщения свойств явлений и предметов.

Такие особенные дети могут рассказать лишь о поверхностных, несущественных качествах, и то не полно и точно. У детей с ЗПР образное мышление появляется позже полутора – двух лет (больше о том, что такое образное мышление, зачем оно нужно, читайте тут, а из этой статьи вы узнаете о методах и техниках его развития).

Дети дошкольного возраста с ЗПР действуют методом проб и ошибок. Для того, чтобы выполнить задачу, им нужна не одна попытка и помощь взрослых. Большие затруднения дети с ЗПР испытывают, когда нужно установить логические связи среди аналогичных понятий.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Дети растут и организация их нервной системы, психики год за годом становится все сложнее. Чтобы мышление ребенка успешно развивалось, нужны не только его способности, но и непосредственное участие и помощь взрослых. Именно они, с их знаниями и жизненным опытом, могут сформировать интерес детей к окружающему миру, развить его мышление и перевести его в следующую фазу.

, , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector