Зел потенция
Назад

Кто такой свободный человек? Быть свободным. Философия жизни

Опубликовано: 25.04.2020
Время на чтение: 5 мин
0
5

Решение проблемы свободы воли

Следует заметить, что в философии проблема свободы осмысляется обычно по отношению именно к человеку, к его поведению. В природе свобода рассматривается как "непознанная необходимость", случайность. Свое развитие интересующая нас проблема получила в таких вопросах, как свобода воли и связанная с ней ответственность человека.

Также затрагивалась проблема самой возможности быть свободным, говорили о свободе как о силе, которая регулирует общественные отношение. Наверно, ни один философский вопрос не обладает таким большим политическим и социальным звучанием, как интересующий нас. Очень важно определить, кто такой свободный человек и можно ли вообще считать людей свободными. Почему? Давайте разберемся.

Свобода человека рассматривалась традиционно в истории философии в соотношении с необходимостью. Необходимость же, в свою очередь, воспринималась обычно в виде предопределения, рока, судьбы, повелевающих поступками людей и отрицающих свободу человеческой воли. Подобное понимание необходимости свое наиболее выразительное воплощение нашло, пожалуй, в латинской поговорке, согласно которой судьба направляет принимающего ее и тащит сопротивляющегося ей.

Противопоставление таких понятий, как "необходимость" и "свобода человека", подмена одного из них другим или отрицание того или иного более двух тысячелетий являлись камнем преткновения для философов, которые не могли найти удовлетворительного решения данной проблемы. Перед идеалистами 19 века возникал старый вопрос о необходимости и свободе, как и перед метафизиками 18 века и всеми философами, которые рассматривали отношение к мышлению человеческого бытия.

Огромное практическое значение имеет философское решение проблемы соотношения в поведении и деятельности личности таких понятий, как "свобода души" и "необходимость". Это важно в первую очередь для оценки поступков людей. Данную проблему не могут обойти стороной ни право, ни мораль, поскольку нельзя говорить о юридической и нравственной ответственности за поступки без признания свободы отдельной личности.

Центральное место в прогрессе общества занимает свобода выбора, такое же, как в биологической эволюции естественный отбор. Оба они играют роль главного движущего фактора развития (во втором случае - живой природы, а в первом - общества). В механизме их действия, вместе с тем, есть принципиальное различие.

Биологический индивид в процессе естественного отбора является объектом действия эволюционных законов, по которым выживают самые приспособленные к среде организмы. Свобода выбора же подразумевает, что личность, социальный индивид является субъектом общественного процесса, который воспринимает достижения духовной и материальной культуры всего человечества.

Биологические преимущества индивидов в ходе действия естественного отбора передаются только непосредственным их потомкам. Свобода выбора же приводит к тому, что достижения людей в самых разных областях деятельности - духовные и нравственные ценности, практический опыт, изобретения, накопления знаний - могут восприниматься потенциально всеми людьми, которые имеют доступ к ним. Для полноценного развития человечества необходимо общество свободных людей. При этом возникает вопрос о свободе воли.

В философии с давних времен шли нескончаемые споры по поводу свободы воли, то есть возможности самоопределения человека в собственных действиях. Они начались еще со времен Сократа. Является ли воля подчиненной чему-то внешнему или же она самополагаема? Источник ее находится в себе или приходит извне?

Эти вопросы были вызваны большой значимостью данной проблемы, представлением о личности как субъекте творческой и нравственной деятельности. В решении их было следующее противоречие: если любое действие является строго определенным и ничем, кроме того, что оно есть, то его невозможно поставить в заслугу или вменить в вину.

Однако, с другой стороны, представление о том, что воля является лишь "конечной причиной" некоторого морального действия, ничем не обусловленного заранее, предполагает, что причинный ряд явлений разрывается. На чем же тогда основаны мысли свободного человека? Это противоречит потребности обоснованного, логического научного объяснения.

Диалектическая постановка интересующей нас проблемы необходимости и свободы наиболее ярко в философии выражена Гегелем и Спинозой. Гегель считал, что свобода - это осознанная необходимость. Однако этот мыслитель, провозглашая свободу воли, по сути наделяет ею "мировой дух" (то есть абсолютную идею), а не человека. Ведь нельзя в этом случае сказать, что человек рождается свободным. Именно "мировой дух" у Гегеля является воплощением свободы воли в чистом виде.

Среди тенденций понимания свободы воли, представленных в идеалистической философии конца 19 - начала 20 вв., преобладает личностный (персоналистический) и волюнтаристский индетерминизм. Распространена также позитивистская установка не касаться этой проблемы. У Бергсона переплетаются обе тенденции. Он ссылается в защите свободы воли на уникальность и органическую ценность душевных состояний, которые нельзя разложить на некоторые отдельные элементы, и поэтому они причинно не обусловлены. Виндельбандт волевые акты рассматривает в одних случаях как свободные, а в других - как причинно обусловленные.

Также проблема свободы воли находится в центре внимания экзистенциализма атеистического (Камю, Сартр), усматривавшего в укорененном в "ничто" (то есть в абсолютной открытости бытию, потенциальности, возможности) человеке носителя абсолютной свободы, который противостоит внешнему миру, сводя фактически к своеволию и переходящей в бунт "свободе безразличия" свободу воли.

Это иррационалистическое направление философии зародилось в Европе в конце 19 века. Основателем его является Ф. Ницше. Философия жизни была развита в трудах А. Бергсона, В. Дитлея, Шопенгауэра и Шпенглера. Она противостояла эпохе романтизма и рационализма, господствующим в то время. Шопенгауэр, сочетая кантианские и буддийские идеи, заявил, что мировая воля является самым главным.

Предлагаем ознакомиться  Опоясывающий герпес у пожилых людей

Ницше отвергал использование рационализма и разума в философии, поскольку это могло убить жизнь. Предлагалось в качестве познания опираться на чувства, интуицию. Ницше, таким образом, решил одну из основных проблем философии - отношения мышления (разума) и жизни. Он разделил их и привлек тем самым внимание многих других мыслителей.

Этот философ, введя понятие "жизни", заявил, что именно она - источник всего. Все исходит именно из жизни: сознание, материя, живые существа и прочее. Жизнь, по его мнению, в абсолюте не исчезает, так как присуща нам самим. Ницше также ввел новое понятие - "воля к власти". Она является главной движущей силой эволюции, ее стимулом, и пронизывает все существование человека.

Свобода или ответственность

Определение свободы человека менялось на протяжении веков. В современном понимании о нем впервые заговорили в период Ренессанса. Именно тогда людей стали считать высшей ценностью, а их свободу — неотъемлемым правом.

Во времена господства протестантской реформации слово «свобода» немного изменило свое значение. Оно подразумевало возможность найти свой путь к Богу и по-своему трактовать Библию.

Начиная с 19 века, свобода личности стала синонимом самовыражения. Под ней подразумевалась экономическая стабильность, возможность самостоятельно выбирать религию, манеру поведения, круг общения.

Ничего не изменилось и в наши дни. Свобода личности занимает важное место в устройстве общества. Индивид волен сам расставлять приоритеты, выбирать цели и методы их достижения. Но есть одно условие. Ваша свобода должна гармонично сосуществовать со свободами других людей. Это называется ответственностью. Более свободный — равно более ответственный человек. Обратная ситуация называется произволом.

Насколько важна свобода для человека?

Обладание ею для личности - это нравственный, социальный и исторический императив, критерий ее индивидуальности, а также показатель уровня развития общества. Жесткая регламентация поведения и сознания человека, произвольное ограничение его свободы, низведение его до роли "инструмента" в технологических и социальных системах наносит ущерб не только отдельной личности, но и обществу в целом.

Личность всегда является материальным конкретным носителем свободы, выступает ее субъектом. Соответственно, ими являются и общности (классы, социальные группы, нации), в которые она включена. Однако свободный человек неизбежно сталкивается с необходимостью. Как же разрешить это противоречие?

Теория основы

Известные общественные и культурные деятели описывали свободу личности по-разному:

  1. Возможность действовать в согласии со своими интересами и целями. Белинский.
  2. Отсутствие политического и экономического гнета, ограничений в политической и общественной жизни и деятельности класса или общества в целом. Добролюбов.
  3. Отсутствие рабства и крепостной зависимости. Чернышевский.
  4. Личная независимость, самостоятельность. Отсутствие зависимости или стесняющей связи. Возможность поступать так, как хочется. Достоевский.
  5. Легкость, отсутствие затруднений. Л. Толстой.

Часто свободу личности связывают с волюнтаризмом и фатализмом. Первое слово действительно имеет отношение к свободному человеку. Это стремление достичь поставленных целей, не обращая внимания на объективные обстоятельства и последствия.Фатализм – прямо противоположное волюнтаризму понятие. По мнению фаталистов, личная свобода каждого индивида – это не что иное, как утопия. Жизнь человека заранее предопределена внешними факторами. Изменить их нельзя.Как обстоят дела на самом деле?

Бывает ли безусловная свобода

В рамках идеального мира да. Никто не способен ограничить полет мысли. Однако к реальной жизни это понятие неприменимо.Абсолютная или безусловная свобода личности, конечно, заманчива. Но сама идея имеет ряд недостатков. К примеру, невозможность стать свободным от своего тела, совести, дисциплины или ответственности.

Такие состояния могут причинить вред и самому человеку, и тем, кто его окружает.В любом случае свобода наделена конкретикой и определенностью. Поэтому она не безусловна, а относительна. Но это не значит, что постоянно есть какие-то ограничения. Часто они не более, чем расширение возможностей.Получается, нет необходимости стремиться к абсолютной свободе личности. Это иллюзия.

Предлагаем ознакомиться  Развитие и воспитание ребенка до рождения

Как стать свободной личностью

Для начала осознайте, что настоящая свобода идет изнутри. Она зависит от установок, заложенных глубоко в сознании и подсознании.Свободный человек обладает рядом отличительных признаков:

  1. Управляет своими инстинктами и рефлексами. Благодаря этому ведет себя в обществе корректно.
  2. Не устанавливает себе рамки, не расписывает жесткий режим. Свободные личности тонко чувствуют сигналы организма. Они знают, когда нужен отдых, когда наступает лучшее время для работы или приема пищи.
  3. Свободная личность не имеет комплексов. Особенно это касается неуверенности в себе и низкой самооценки. Эти отрицательные качества забирают жизненную энергию, съедают изнутри. Поэтому свобода от них развивается так долго.
  4. Не находится во власти эмоций. Зависящий от чувств и ощущений человек часто совершает необдуманные поступки. После он о них жалеет, но ничего не может изменить. В результате развивается еще один комплекс. Независящая от эмоций свободная личность легко принимает решения, может со стороны оценить свои поступки и осознанно исправить ошибки.

Еще один признак свободного человека – детская непосредственность наряду со взрослым мышлением.

Простые правила подарят внутреннюю свободу, сделают жизнь яркой и красочной:

  1. Вы имеет право единолично оценивать свои поступки и слова. За последствия будете отвечать только вы, но никак не другие люди. Вы лучше знаете, что нужно именно вам.
  2. Вы можете не извиняться и не объяснять, почему поступили так, а не иначе.
  3. Не стоит брать на себя ответственность за поступки других людей.
  4. Свое мнение вы можете изменить в любой момент. Для этого не понадобится чужое одобрение или разрешение.
  5. У вас есть право на совершение и последующее исправление ошибок.
  6. Вы не обязаны знать ответы на все вопросы. Не стесняйтесь признаваться в этом.
  7. Свободный человек не зависит от отношения окружающих людей. Если вы им не нравитесь, это их проблемы. Главное, чтобы вы сами ценили и уважали себя как личность.
  8. Вы имеете право принимать любые, даже нелогичные решения. Людям не обязательно понимать мотивы ваших поступков.
  9. Если не понимаете человека, так и скажите. Не стоит притворяться.
  10. Смело говорите, если вас не интересует тема разговора или увлечения других людей.

Экзистенциализм и эссенциализм

Решение антиномии "необходимость или свобода" зависело в истории философии от того, к какому направлению принадлежали философы - к экзистенциализму (от лат. слова, обозначающего "существование") или эссенциализму (от лат. "сущность"). Другими словами, существование или сущность было для них исходным, или первичным.

Для сторонников эссенциализма свобода являлась лишь проявлением, воплощением необходимости, отклонения от которой были случайными. Представители экзистенциализма, напротив, свободу рассматривали как первичную реальность жизни человека, а необходимость считали абстрактным понятием. Человек в существовании обретает сущность, никакой высшей природы до существования нет, как и предопределения (предназначения) человека.

Как понять собственную свободу

Задайте себе 4 вопроса:

  1. Самостоятельный ли я человек? На ваше мнение и поступки не должны влиять внешние факторы. Учитесь, развивайтесь, смело идите вперед. Останавливаться на достигнутом никак нельзя.
  2. Есть ли у меня любимое занятие или хобби? Человека, который не любит работу, вряд ли можно назвать свободным и счастливым. Поэтому задумайтесь, можно ли ваше хобби сделать постоянным источником дохода.
  3. Много ли времени я уделяю чтению? Начните с книг, посвященных саморазвитию и самопознанию. Свободы они, может, и не прибавят. Но вы точно будете знать, куда двигаться дальше.
  4. Могу ли я управлять своими эмоциями? Это, наверное, самый сложный навык.

Свободный человек обладает всеми перечисленными умениями. Он живет так, как считает нужным. Ориентируется только на свои ценности и приоритеты, оставляя позади мнение окружающих. Вы действуете точно так же? Значит, вас можно поздравить. Вы – свободная личность.

Практические рекомендации

Следование простым, но действенным советам поможет обрести внутреннюю свободу и уверенность в себе.

Сделать это нужно в самом начале пути к внутреннему освобождению. Существует 7 факторов, делающих личность зависимой:

  • страх, неуверенность в себе, комплексы;
  • мнение общества, стереотипы;
  • зависимость от денег;
  • неумение делать выбор самостоятельно.

После того, как вы определите причину несвободы, решительно действуйте. Искореняйте перечисленные факторы один за другим.

К ним относятся все те же страхи и комплексы. Обычно это следствие прошлых неудач. Бывает и так, что родители, потерпев крах в каком-то деле, неосознанно программируют на него детей. Это первый и самый главный барьер.

Вокруг есть люди, которые знают, как вам жить. Не спешите проявлять бунтарский дух и противоречить им. Спокойно выслушайте их мнение, но действуйте так, как считает нужным.

Помните, у каждого человека своя жизнь. И распоряжаться ею каждый волен по-своему.

Но есть одно но. Прежде, чем учиться отстаивать свое мнение, его нужно найти. Искренне расскажите себе, что вы думаете по тому или иному поводу, определитесь с желаниями и целями. Станьте индивидуальностью. Это прямой путь к свободе личности.

Предлагаем ознакомиться  Сколько живут люди с раком почки

Отсутствие этого навыка делает людей зависимыми. Но почему они так боятся самостоятельности? Есть 2 причины:

  1. Невежество. Человек не знает, что делать дальше, не уверен в правильности принятых решений, боится последствий. Изменить ситуацию легко. Изучайте окружающий мир. Здесь речь не идет о биологии, ботанике и других науках. Получайте информацию о своих правах и возможностях. Выделяйте время на саморазвитие.
  2. Отсутствие практики. Как можно стать независимым и свободным, если не практиковаться в принятии решений? Конечно, никто не защищен от неудач и ошибок. Но и бездействие свободу не подарит. Поэтому не бойтесь делать самостоятельный выбор. Рискуйте.

Главное в вопросе самостоятельности – хотеть измениться. Если такого желания нет, прогресса тоже не будет.

Деньги дают множество возможностей и определенную свободу действий. Но при неправильном их использовании берут человека в рабство. Именно поэтому финансовое благополучие нельзя делать целью всей своей жизни.

Не нужно становиться отшельником. Лучше пересмотреть свое отношение к работе. Если есть возможность, занимайтесь тем, что приносит доход и одновременно дарит положительные эмоции. Это и есть свобода личности.

Этот совет можно перефразировать: освободите разум от сдерживающих его оков. Свобода личности подразумевает отсутствие ограничений и стереотипов. Их наличие называется рабством. Избавиться от него легко. Откройте себя навстречу новым ощущениям, знаниям, эмоциям. Пробуйте новые занятия, изучайте иностранные языки, знакомьтесь с интересными людьми.

Читайте

Особенное внимание стоит уделять биографиям известных людей, сумевших стать независимыми. Их пример будет мотивацией, стимулом развиваться, идти вперед. Результат – свобода личности, хорошее настроение, уверенность в себе.

Иначе это будет делать кто-то другой. Постоянно сомневающийся в себе человек легко становится жертвой манипуляторов. Поэтому берите ответственность за себя в свои руки. Не идите на поводу у других. Не делайте то, что вам не нравится. Научитесь жить, согласно своим желаниям и взглядам.

Важно, чтобы вокруг были те, кому хочется подражать. Жизнь – это своеобразная ролевая игра. И, скорее всего, в ней есть персонаж, на которого вы хотите быть похожими. Не нужно бездумно копировать его манеру поведения и поступки. Это уже некая доля рабства. Учитесь на примере успешных людей целеустремленности, упорству и независимости.

Ни в коем случае не сравнивайте себя с окружающими. С одной стороны, конкуренция побуждает становиться лучше. А с другой, часто является причиной депрессии и неуверенности в себе.

Запомните, не обязательно жить по устоявшемуся графику. День – это не только овсянка и кофе с молоком на завтрак, работа и легкий ужин. Прежде всего, это новые эмоции.Вам хочется сегодня «Мохито» и морепродукты на ужин? Почему бы и не позволить себе такое отступление от правил? Или, может быть, вы хотите внести немного ярких цветов в повседневный офисный костюм? Действуйте!

Отсутствие монотонности в жизни равно свободе личности.

Детерминизм и индетерминизм

В понимании свободы воли в соответствии с этими двумя сторонами антиномии выявились две основные философские позиции. Первая из них - детерминизм (от лат. слова, означающего "причинение", "определение"). Представители данного направления считали, что волю следует объяснять определенными причинами. Вторая - индетерминизм, отвергающий такую возможность.

Сообразно с различными факторами (духовным, психическим, физическим), которые признаются причиной волевых действий, среди концепций детерминизма принято различать механический, или "геометрический" детерминизм (Гоббс, Спиноза) и психологический, или психический, менее строгий (Т. Липпс). Самым последовательным индетерминизмом можно считать учения Мен де Бирана и Фихте.

Однако доведенный до логического конца индетерминизм упирается в так называемую свободу безразличия, то есть равную возможность противоположных решений. Это приводит, в свою очередь, к параличу воли (вспомните, например, "буриданова осла", то есть необходимость выбора между двумя равными альтернативами), а также к абсолютной случайности совершаемого выбора.

Вывод

Каждый человек – маленькая автономия в пределах большого общества. И это значит, что он обладает свободой личности. Поэтому пользуйтесь своим правом жить так, как хочется вам. Не ограничивайте свои желания и мечты. Раскрасьте жизнь в те цвета, которые радуют ваш взгляд. Возможно, окружающие не смогут понять ваши действия. Но разве это так важно для личности, наслаждающейся свободой?

Концепция Шеллинга

Концепция Шеллинга также носит следы подобной двойственности. Этот мыслитель определяет, с одной стороны, свободу как необходимость внутреннюю. С другой, он признает, что характер первоначального выбора является самополагающим. Последнее у Шеллинга все-таки преобладает. Этот философ говорит, что человек поставлен на распутье.

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector