Зел потенция
Назад

Алалия – что вызывает недоразвитие речи? Возможна ли коррекция состояния?

Опубликовано: 25.04.2020
Время на чтение: 9 мин
0
3

Краткая характеристика и классификация

Алалия − это частичное или полное отсутствие речи у детей при сохранном слухе. Появление этого дефекта обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей головного мозга. Алалия считается одним из самых трудных речевых нарушений, потому что без помощи логопеда у ребенка не формируются средства общения.

Есть два вида алалии, отличающиеся механизмами образования:

  • Моторная алалия − это когда ребенок понимает обращенную к нему речь, но не может самостоятельно ответить. Про таких детей часто родители говорят, что они все понимают, только ответить не могут.
  • Сенсорная − у ребенка нарушен не только механизм воспроизведения речи, но и ее восприятие. То есть он не понимает, что говорят окружающие. Характерная особенность этой формы − эхолалия − ребенок автоматически повторяет слова и фразы окружающих.

Родителям нужно обратиться к специалисту, если ребенок:

  • Не отвечает, когда его зовут, и не обращает внимания на речь окружающих. Но на неречевые и тихие звуки (скрип, шуршание бумаги) реагирует.
  • Не вслушивается в речь, как это свойственно слабослышащим детям.
  • Не стремится понять, что ему говорят, и не использует для общения мимику, жесты.

Для коррекции любой формы алалии нужно обратиться к специалисту. Это позволит сформировать у малыша все речевые компоненты и поможет ему их использовать при общении с окружающими.

В клинической практике используются различные классификации алалии, основанные на времени воздействия повреждающего фактора, выраженности клинических проявлений и пр. Наибольшее значение имеет подход В.А. Ковшикова, который выделил следующие формы:

  • экспрессивная, характеризующаяся нарушением моторного компонента речи;
  • импрессивная, связанная с изменениями в сенсорном восприятии;
  • сенсомоторная, или смешанная.

Моторная алалия наблюдается у детей, имеющих раннее повреждение корковых отделов в лобной и теменной областях. Малыш хорошо понимает речь окружающих, однако, не может говорить самостоятельно. При этом возможны два варианта патологии: эфферентный и афферентный. При эфферентном подтипе наблюдается поражение центра Брока, ответственного за непосредственный процесс артикуляции. В случае афферентного варианта, поражение наблюдается в теменных отделах полушарий мозга.

Речевые центры головного мозга

Сенсорная алалия ассоциирована с повреждением центра Вернике, расположенного в области височной извилины. У ребенка в процессе обследования выявляют органическую зрелость и сохранение целостности слухового анализатора, однако, он не способен понимать речь окружающих.

О патологии

1% случаев заболевания приходится на дошкольный возраст, а именно 3-4 года. В школьный период эти показатели снижаются. Родителям важно понимать, что алалия — это клиническое понятие, используемое в медицине. В логопедии ему соответствует термин “общее недоразвитие речи”. Очень часто между ними происходит путаница, несмотря на то, что оба понятия равнозначны, но используются различными специалистами.

Симптомы алалии характеризуются выраженным нарушением речевой функции. Заболевание связано с органическими изменениями в корковых отделах головного мозга, ответственных за речь. При обследовании ребенка выявляют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонентов. Важно проводить дифференциальную диагностику с афазией.

Алалия – что вызывает недоразвитие речи? Возможна ли коррекция состояния?

Алалия характеризуется изначальным речевым дефектом, без наличия предшествующей нормальной речи. В связи с этим, диагноз может быть выставлен в тех случаях, когда наблюдаются симптомы нарушений, которые возникли в результате негативного воздействия во внутриутробном периоде, во время родов или в первые три года жизни пациента.

Особенности моторной алалии

При этой форме нарушена произносительная сторона речи (экспрессивная) из-за органического поражения речевых участков коры головного мозга, а именно зоны Брока. Из-за этого нарушен процесс формирования высказываний, при этом понимание речи остается сохранным. Причины возникновения моторной алалии разнообразны, практически все они обусловлены тяжелым течением беременности, внутриутробными патологиями и болезнями, влияющими на формирование структур головного мозга, родовыми и послеродовыми травмами.

Нарушается программа движений вследствие изменения работы речевого центра головного мозга. Но, кроме перечисленных причин, моторная алалия (как и сенсорная) может быть симптомом более серьезных нарушений:

  • Задержка развития − ребенок медленнее развивается умственно. Он затрудняется с выполнением несложных заданий, ему трудно составлять предложения, потому что для этого нужно приложить умственные усилия, а из-за задержки развития малышу трудно это сделать.
  • Аутизм − одно из наименее изученных и сложных нарушений. В этом случае у малыша просто нет потребности во взаимодействии с окружающим миром − ему комфортно в своем. У некоторых детей речь отсутствует вплоть до школьного возраста, другие используют речь только в быту.

При этих вариантах алалия является признаком более сложных нарушений. Обычно этот дефект обусловлен несколькими причинами, поэтому и коррекционная работа должна быть комплексная.

Независимо от формы алалии и структуры дефекта, логопедическая работа по преодолению этого нарушения состоит из четырех этапов:

  1. Подготовительный. На этом этапе логопед формирует предпосылки для речевой деятельности. Специалист создает ситуации, побуждающие малыша к общению. Также он формирует у него понятие о важности речи в жизни человека. На подготовительном этапе проводят работу по развитию темпо-ритмической стороны речи и высших психических функций.
  2. На втором этапе формируют начальные речевые навыки. Проводят работу над расширением и уточнением словаря, учат ребенка соотносить слово с предметом. Логопед учит малыша узнавать слова по их звуковому оформлению, занимается коррекцией звукопроизношения. Кроме того, дают упражнения на обобщение и классификацию предметов.
  3. Цель третьего этапа − формирование высказывания как главной речевой единицы. Логопед делает акцент на коррекцию грамматического строя и учит малыша структурировать высказывание.
  4. На четвертом этапе происходит формирование понятия о коммуникативной и познавательной функциях речи. Логопед дает больше заданий для формирования связной речи − это ее планирование, воспитание навыков самоконтроля. Специалист учит алалика выбирать речевые средства для формирования высказывания.

Упражнения для каждого этапа логопед подбирает в соответствии с формой алалии. Учитывая особенности структуры дефекта, специалист сможет организовать работу так, чтобы удалось добиться высоких результатов и максимально скорректировать недостатки речевого развития.

Коррекция моторной алалии, кроме основных принципов и этапов работы, имеет особые направления:

  • нормализация моторных функций − все задания необходимо комментировать;
  • развитие эмоционально-волевой сферы − работа проводится также в контексте речи, тем самым она выполняет регулирующую функцию;
  • развитие психологической базы речи − коррекция высших психических функций;
  • развитие словесно-логического мышления и регулирования речи;
  • коррекция звукопроизношения и преодоление оральной апраксии;
  • в развитии фонематических процессов основной упор делают на восприятие речи;
  • развитие экспрессивной стороны речи.

Начинать работу нужно с того момента, когда у малыша начались трудности. Поэтому для диагностики важно, чтобы родители смогли рассказать логопеду о том, когда были этапы гуления, лепета и первых слов. Тогда логопед сможет построить работу максимально эффективно.

Причины возникновения

В развитии патологии повинны факторы, способные негативно воздействовать на головной мозг. Их принято рассматривать в зависимости от времени возникновения органических изменений в центральной нервной системе. Во внутриутробном периоде причиной болезни могут являться гипоксия плода, TORCH-синдром (внутриутробное инфицирование патогенными микроорганизмами), токсикозы, травмы области живота, тяжелые соматические болезни матери. К последним относят артериальную гипертензию, легочную или сердечную недостаточность, сахарный диабет и др.

Предлагаем ознакомиться  На какой день ставится спираль

Формы алалии

У 25-30% детей с алалией ее развитие связано с повреждением структур ЦНС во время родов. Подобная ситуация наблюдается при асфиксии новорожденных, родовой внутричерепной травме, патологических родах (скоротечные, затяжные и др., и использовании инструментальных подходов к родам).

Частыми причинами являются патогенные факторы, воздействующие в первые годы жизни детей. Возникновение энцефалитов, менингитов, черепно-мозговых травм, общей гипотрофии приводит к органическим изменениям в структурах головного мозга.

Существует ряд исследований, указывающих на значение генетических факторов, так как случаи заболевания могут носить семейный характер. Тормозить формирование речи способны длительные и тяжелые заболевания соматического характера, например, пневмония, ОРВИ, рахит, патологии эндокринной системы, а также оперативные вмешательства с использованием общего обезболивания.

Этиопатогенез алалии тесно связан с минимальной мозговой дисфункцией. Данное понятие объединяет совокупность факторов и изменений в центральной нервной системе, характеризующихся нарушением процесса созревания нейронов и изменением их функциональной активности. В результате этого наблюдается дефект их активности, что и приводит к развитию основных симптомов.

Формы моторной алалии

Существует две разновидности этого дефекта:

  • Кинестетическая. Очаг поражения − нижние отделы постцентральной области коры головного мозга. Это участок афферентной системы, отвечающий за организацию программы движений артикуляционного аппарата. Поражение этого участка приводит к трудностям в отборе необходимых движений. Ребенок не отличает одно движение от другого, простыми заменяет сложные. Это явление называют оральной апраксией.

В устной речи кинестетическая форма моторной алалии проявляется в виде замен звуков, хотя могут быть искажения и смешения. При данном варианте всегда нарушено произношение нескольких групп звуков. В результате происходит недоразвитие фонематических процессов.

Могут быть нарушения темпо-ритмической стороны речи и искажение слоговой структуры. Из-за затруднений в формировании высказывания у алаликов снижена потребность в общении. Интонация у них сохранна, они могут верно воспроизвести слоговую структуру за взрослым, но самостоятельно сделать это у них не получается. При данном варианте ставят ОНР (общее недоразвитие речи) 2 или 3 уровня.

  • Кинетическая. Локализация поражения − премоторная область коры головного мозга. Это участок эфферентной системы, и при его недоразвитии у ребенка возникают трудности в формировании комплекса движений, то есть артикуляционных укладов. При этом варианте алалии нарушается работа голосового и дыхательного аппарата. Могут быть затруднения в создании правильной артикуляции и усвоении структуры слова и других лексических единиц. У детей с кинетической формой алалии в устной речи доминируют искажения и замедленный темп речи.

Нарушается слоговая структура и происходит недоразвитие фонематических процессов. У малыша с таким дефектом затруднения в реализации коммуникативной функции речи. При кинетической форме алалии неврологическая симптоматика (моторная и эмоционально-волевая сферы) выражена более ярко, чем при кинестетическом варианте. При кинетическом варианте структура дефекта соответствует ОНР 1 или 2 уровня.

Определив структуру дефекта, специалист составляет план коррекционной работы. Ведь у каждого из вариантов свой механизм нарушения, который нужно учитывать при подборе упражнений для преодоления дефекта.

Проявления моторной алалии

Начальные признаки алалии можно заметить еще на первом году жизни ребенка. Но родители не придают этому значения. Это более поздние этапы гуления, лепета, ребенок не стремится к общению с родителями, не реагирует на их появление. У него снижена познавательная активность. При таких проявлениях стоит обратиться за консультацией к специалисту, который точно определит нарушение это или нет, даст рекомендации по развитию речи.

Чаще всего родители начинают беспокоиться на втором году жизни ребенка. В этот период в речи малыша появляются первые слова, которые он складывает во фразы, начинает формироваться фонематическая система, свойственная родному языку. И если ваш малыш не заговорил к 1,5-2 годам − нужна логопедическая помощь.

В характеристике детей с моторной алалией отмечают сформированность произносительных возможностей, но они не умеют ими пользоваться. Они не могут выбрать подходящий звук для оформления высказывания. Поэтому в их речи присутствуют замены одних фонем на другие, трудности в произвольном повторении звуков и слов. При этом иногда малыш может произносить звуки правильно, только непроизвольно.

У алаликов голос тихий и невыразительный, а его первые слова долгое время похожи на лепет, часто в них опущены слоги. Фразовая речь является таковой из-за ритмического рисунка, а слоговая структура слов искажена, особенно у длинных слов. Дети с этим дефектом долгое время произносят только ударный слог.

У малышей с моторной алалией в пассивном словаре имеется большое количество слов, и они прекрасно понимают речь окружающих. Но в активной речи они используют их гораздо в меньшем объеме. Характерная особенность − существительных в пассивном словаре больше, чем глагольной лексики. Ребенок заменяет в речи одни слова на другие, которые входят в одну тематическую группу (например, вместо стола − стул и т. д.). Иногда малыш может соединять слоги из разных слов, поэтому окружающим бывает трудно понять, о чем он говорит.

Имеются нарушения грамматического строя. Во фразах и предложениях малыш неправильно согласовывает слова, опускает предлоги. Чтобы общаться с окружающими, дети с моторной алалией используют жесты и мимику.

Они неуклюжи, с трудом усваивают новые моторные навыки, особенно связанные с пальчиковой моторикой. Особенно заметны нарушения в работе артикуляционного аппарата: трудности в движении губ, языка, что является одной из причин неправильного звукопроизношения.

Часто у детей с этим нарушением отмечается нежелание общаться с другими людьми, потому что им нужно прикладывать для общения больше усилий, чем другим. Некоторые понимают, что их речь отличается от речи окружающих, и стесняются этой особенности. У алаликов неравномерно формируется внимание, память и мышление.

Некоторые малыши отличаются заторможенностью, неловкостью, а другая группа − расторможенностью и гиперактивностью. Они с трудом адаптируются к новым условиям, не понимают правил игры. Поэтому алалики замкнуты, с трудом идут на контакт.

Некоторые специалисты ставят нарушение «моторная алалия» практически всем неговорящим детям. Но родители должны понимать, что нужна не только консультация логопеда, но и невролога, чтобы точнее определить специфику нарушения.

Симптоматика

Врачи часто рассматривают алалию, как системное нарушение речевой деятельности. Связано это с тем, что заболевание часто сопровождается сопутствующими неврологическими и психологическими дефектами, которые могут затруднять проведение диагностики. Однако каждый клинический вариант имеет характерные симптомы.

Алалия – что вызывает недоразвитие речи? Возможна ли коррекция состояния?

Речевая активность на фоне нарушений восприятия повышена. В связи с тем, что больной не осознает свою речь, она носит хаотичный и бессмысленный характер, будучи представленной звукосочетаниями и обрывками слов. Характерна эхолалия — неосознанное повторение услышанных слов. Специалисты описывают подобную речь, как “словесный салат”.

Помимо эхолалии, выявляют и другие речевые феномены: персеверации (навязчивое повторение звуков и их комбинаций), пропуск слогов, звуковые замены на более легкие, объединение отдельных фрагментов слов друг с другом. При общении с ребенком выявляется отсутствие у него критики к собственной речи. Характерно большое количество жестов в процессе разговора и активная мимика.

Предлагаем ознакомиться  Какие хондропротекторы самые лучшие и наиболее эффективные?

Степень понимания речи зависит от выраженности повреждений. Грубые формы заболевания сопровождаются полным отсутствием восприятия разговора окружающих. При частичных поражениях ребенок может испытывать трудности в понимании отдельных слов и предложений. Часто выявляется ситуативный характер таких нарушений.

Многие дети постепенно адаптируются за счет чтения слов по губам говорящего. Это особенно характерно для больных с легкой формой алалии. Важным диагностическим признаком сенсорной формы является неспособность понимать речь при использовании различных словоформ, изменении порядка слов или ее темпа. В этих случаях симптомы усиливаются, приводя к полному непониманию предложений.

Помимо непосредственного влияния на общение с людьми, импрессивный тип заболевания постепенно осложняется вторичными изменениями личности, а также приводит к асоциальному поведению и общей задержке психоэмоционального развития. Дети избегают людей, не способны длительно удерживать свое внимание и проявляют признаки его дефицита. Способность запоминать информацию снижена, что может стать причиной задержки интеллектуального развития и возникновения проблем в обучении.

Моторная алалия

Наиболее частая форма патологии. Характеризуется наличием речевого дефекта и сопутствующих неречевых отклонений: психологических и неврологических. К неврологическим симптомам относят двигательные расстройства, проявляющиеся нарушениями моторики, проблемами с координацией движений и общей неловкостью. Малыш с трудом осваивает любые навыки, связанные с самообслуживанием — застегивание пуговиц, шнурование ботинок и др.

Среди психологических отклонений часто выявляются изменения памяти, восприятия и эмоционально-волевые отклонения. Дети могут проявлять повышенную двигательную активность или, наоборот, быть апатичными. Характерно снижение работоспособности, быстрая утомляемость в процессе любой работы, а также речевой негативизм. В результате нарушений речи, возникает задержка интеллектуального развития, которое может постепенно корректироваться при комплексном лечении.

При общении с больным выявляется сохранение способности к пониманию обращенной речи при нарушениях собственной речевой функции. Последнее может иметь различную степень выраженности, вплоть до полного отсутствия. В процессе взросления выявляют запоздалое наступление этапов формирования речи: гуления, лепета, словесной и контекстной речи. Многие речевые реакции носят редуцированный характер.

Зона Брока в головном мозге

Афферентная моторная алалия характеризуется сформированностью речевого аппарата (важное отличие алалии от дизартрии) при грубом нарушении звукопроизношения. Наблюдается избегание сложных фонем, попытки их замены и смещения, что делает речь непонятной. В случае эфферентной формы патологии дети не могут выполнять артикуляционные движения в виде отдельных серий, что приводит к искажению слогового произношения. Возможно появление заикания.

Лексикон отстает от возрастных норм. Дети плохо усваивают новые слова и используют в разговоре только простые термины, не требующие произношения сложных звуков и их сочетаний. В результате нарушений формирования словарного запаса понимание речи затрудняется. При общении выявляется преимущественное использование больным существительных без склонения их в падеже и роде, на фоне отсутствия любых грамматических конструкций.

При исследовании фразовой речи выявляют преобладание простых коротких предложений, состоящих из 2-3 слов. Ребенок не может пересказывать события, выделять основные и второстепенные события, правильно высказывать причинно-следственные и временные связи. На фоне этого активно используется жестикуляция и мимика.

Смешанная форма

Характеризуется как совокупность симптомов двух описанных форм. Наличествуют плохое восприятие речи окружающих и собственные дефекты фонетики, грамматики и лексикона. При тяжелых формах патологии возможно наличие только звукоподражания и использования отдельных лепетных слов.

С какими речевыми нарушениями может сочетаться алалия?

Может отмечаться заикание, дизартрии, связанные с нарушениями строения и функции структур речедвигательного аппарата. В некоторых случаях это затрудняет процесс постановки диагноза и приводит к неправильному подбору терапии.

Прогнозы преодоления моторной алалии и мнение современных специалистов

Независимо от формы этого речевого нарушения коррекционная работа будет основываться на общих принципах по преодолению дефекта:

  • Принцип необходимого становления речевых компонентов в соответствии со структурными и функциональными требованиями (исключение − сенсорная алалия).
  • Принцип одновременного развития речевых и неречевых процессов − на занятии корректируют не только речь, но и моторную сферу и высшие психические функции.
  • Принцип деятельного подхода при формировании речевых навыков − все инструкции сопровождают действиями и наглядным материалом.
  • Принцип опоры на физиологические нормы развития детской речи.
  • Принцип развития смысловой стороны, то есть нужно объяснять смысл действий.
  • Принцип преодоления сниженной потребности в общении у ребенка.
  • Принцип поэтапности коррекционной работы.
  • Принцип опоры на сохранные  речевые функции.
  • Принцип опоры на органы чувств − компенсация недоразвития речевой функции за счет других анализаторов.
  • Принцип учета возможностей ребенка, то есть взрослый должен предъявлять адекватные требования.
  • Принцип опоры на ведущий вид речи: специалист формирует у ребенка понимание того, что речь − основной инструмент для взаимодействия с окружающим миром.
  • Принцип наглядности и комментирования деятельности − необходимо использовать картинки, игрушки, дидактические игры; взрослый должен озвучивать свои действия.

Разновидности моторной алалии

Чтобы коррекционная работа была результативной, специалист должен строить занятия на основе данных принципов. Нужно заниматься коррекцией не только речевых процессов, но и других сфер, чтобы развитие ребенка было гармоничным. Любое недоразвитие функции или замедленная работа какого-либо процесса может привести к дисбалансу в речевом развитии. Все эти принципы позволяют учесть специфику работы с этим дефектом.

Прогноз преодоления данной формы алалии, в основном, благоприятный. Но все зависит от того, когда была начата коррекционная работа. Чем раньше родители обратились за помощью к специалистам, тем эффективнее она будет. Некоторые, услышав, что их ребенок начал говорить, прекращают домашние занятия.

Это неправильно, ребенок «проскочил» этапы, которые проходили дети с нормальным речевым развитием. Если первые слова появились только в три года, малыш будет стремиться общаться с окружающими фразами. Но он не умеет их правильно строить, звукопроизношение нарушено, поэтому его речь будет непонятна большинству взрослых и детей.

Поэтому обязательно продолжайте занятия с логопедом и другими специалистами. Нужно корректировать еще и неврологическую симптоматику, чтобы развитие ребенка было гармоничным. В современной логопедии вопрос об алалии изучен гораздо больше, но наблюдается тенденция того, что специалисты все чаще ставят этот диагноз, не проведя более подробной диагностики.

Некоторые современные логопеды предлагают необычные методы по преодолению алалии: используют нестандартный материал на занятиях, проводят уроки, подбирая все определенного цвета и т. д. Нестандартные подходы к занятиям довольно спорны: конечно, необычные методики могут быстрее «запустить» речь у ребенка. У более впечатлительных детей это может вызвать еще большее нежелание общаться.

Благодаря современным исследованиям, алалию удается диагностировать в раннем возрасте и рано начать коррекционную работу. Сегодня моторная алалия у ребенка − это не означает получение инвалидности. Если родители выполняют все рекомендации и занимаются с ним дома, дают необходимые препараты, то им удается достичь высоких результатов.

В результате, к моменту поступления ребенка в школу у него могут остаться незначительные признаки речевого нарушения. У него не будет больших затруднений в освоении обычной школьной программы.

Премоторная кора больших полушарий головного мозга

Поэтому, если у ребенка есть признаки моторной алалии, родителям нужно быстрее обратиться за консультацией к специалистам. Ранняя коррекция приносит наиболее высокие результаты. Если занятия будут систематическими, и родители будут соблюдать рекомендации, то можно максимально скорректировать речевое развитие ребенка.

Предлагаем ознакомиться  Применение лазера при простатите

Возможные осложнения

В отсутствии эффективной коррекции и позднем обращении за профессиональной помощью, алалия может привести к негативным последствиям различной степени выраженности. Наиболее часто отмечают следующие состояния:

  1. Заикание, характеризующееся навязчивым повторением отдельных звуков и их комбинаций. Подобный речевой дефект может носить ситуативный характер, проявляясь только в стрессовых ситуациях, или же постоянный. Стойкое заикание приводит к снижению социальной адаптации.
  2. Речевой дефект — основной фактор социального отдаления детей от своих сверстников и взрослых людей. Это может стать причиной развития расстройств аутистического спектра, а также депрессивных расстройств.
  3. Синдром гиперактивности – сопровождается общим дефицитом внимания, что мешает процессам обучения и коррекции заболевания. Проявляется в неспособности длительное время концентрироваться на одном виде деятельности.
  4. Длительное существование речевых дефектов усиливает нарушение процесса обучения. Возможно развитие дислексии и дисграфии, характеризующиеся нарушениями чтения и письма, соответственно.

Профилактические мероприятия

Необходимо комплексное обследование с привлечением невролога, отоларинголога, психолога и логопеда. Отоларинголог должен исключить органическое поражение артикуляционного аппарата, характерное для дизартрий любого характера. При неврологическом осмотре выявляют и оценивают характер и выраженность повреждений структур ЦНС. При этом используют следующие методы:

  1. Электроэнцефалографию (ЭЭГ), которая позволяет оценить функциональную активность отдельных участков головного мозга и выявить ее нарушения.
  2. Эхоэнцефалография – оценка состояния мозговых структур, основана на использовании ультразвука. Невролог при проведении ЭхоКГ получает возможность оценить расположение основных отделов ЦНС и выявить сопутствующие изменения в виде гидроцефалии и пр.
  3. Обзорную рентгенографию черепа для исключения травматических повреждений.
  4. Магнитно-резонансную томографию (МРТ) – позволяет оценить состояние корковых отделов речедвигательного анализатора и выявить любые отклонения в их строении.
  5. Проведение отоскопии и аудиометрии исключают тугоухость, также проявляющуюся нарушениями восприятия речи и собственной речевой активности.

Важно провести дифференциальную диагностику – исключить задержку речевого развития, дизартрию, тугоухость и олигофрению.

Профилактика развития алалии включает в себя ряд общих рекомендаций:

  1. Все семьи должны проходить надлежащую подготовку к беременности, позволяющую свести к минимуму риски развития негативных влияний на плод и осложненных родов.
  2. Родители должны исключить вредные привычки — употребление спиртных напитков и табакокурение.
  3. После рождения необходимо регулярно проходить все нужные медицинские исследования, в том числе, посещать невролога. Специалист поможет своевременно выявить отклонения в развитии и наличие неврологического дефицита.
  4. При выставлении диагноза “минимальная мозговая дисфункция” необходимо соблюдать все назначения лечащего врача и не заниматься самолечением. Не следует использовать народные методы терапии, а также гомеопатические средства, не имеющие доказательств своей эффективности и безопасности.
  5. С первого дня рождения особое внимание следует уделить общению с грудничком. Процессы формирования речедвигательного анализатора начинаются с первых месяцев жизни под влиянием слышимых звуков и речи. В связи с этим, с ребенком необходимо постоянно разговаривать.

Выход из моторной алалии и других вариантах заболевания происходит при адекватном и комплексном лечении. Прогноз для детей благоприятный при легкой и средней выраженности болезни. При тяжелой патологии терапия и профилактика вторичной интеллектуальной недостаточности не всегда позволяет сформировать полноценную речь.

Подходы к лечению

Коррекция алалии проводится комплексно. Связано это с тем, что отдельные типы лечения не способны улучшить состояние головного мозга. В связи с этим, все дети с заболеванием нуждаются в психолого-медико-педагогических мероприятиях. Для этого рекомендуется перевести их из общих ДОУ в специализированные, а также проводить коррекцию в специальных центрах и санаториях.

При моторной алалии отмечается нарушение всех сторон речи

Лечение алалии включает в себя применение лекарственных средств, обеспечивающих ускорение созревания нервной ткани и улучшение ее работы:

  • ноотропы (Пирацетам, Глицин и др.), улучшающие обмен веществ в нейронах и обеспечивающие повышение их функциональных свойств, требуют длительного использования в виде курсов с возможностью их повторения при необходимости;
  • нейропротекторы (Кортексин и его аналоги) — данный класс медикаментов обеспечивает защиту нервной ткани от внешних и внутренних патогенных факторов, ускоряет созревание нейронов и положительно сказывается на их работе;
  • препараты, улучшающие мозговое кровообращение и метаболизм в структурах нервной системы (Церебролизин, Актовегин и пр.) — положительно действуют на головной мозг, улучшая его работу и способствуя формированию двигательных и психологических навыков.

При использовании любых медикаментозных препаратов, важно помнить о том, что все они обладают определенными показаниями и противопоказаниями. В связи с этим, назначать их и определять дозировку и длительность лечения, должен только лечащий врач. Самолечение может привести к прогрессированию основной патологии и развитию побочных эффектов от лекарств.

Улучшить созревание мозговых структур и развитие психомоторных навыков можно при использовании физиотерапевтических процедур: лазерного и магнитного воздействия, электрофореза, различных типов транскраниальной неинвазивной электростимуляции и пр. Указанные методы оказывают опосредованное воздействие на структуры головного мозга, улучшают в них процессы обмена веществ, кровоток и их функциональную активность.

Логопедическая работа должна включать в себя устранение дефектов во всех аспектах речи: фонетике, грамматике и лексике. Для детей с моторной формой заболевания важно стимулировать речевую активность, так как без нее невозможна коррекция алалии. Логопед и родители ведут активную работу по формированию активного и пассивного словарного запаса, выполняют упражнения на развитие фразовой речи и грамматики.

Детям предлагают рассказывать истории о своей жизни, о недавних событиях, пересказывать услышанное и пр. При наличии обратной связи от логопеда это приводит к постепенной нормализации речевой функции. Задания на улучшение фонетики включают в себя большой спектр логопедических упражнений и массажа, позволяющего нормализовать тонус артикуляционных органов.

В лечении сенсорной алалии основная задача коррекции – обучение навыкам различать речевые и неречевые звуки. Это позволит дифференцировать отдельные слова, соотносить их с действиями и предметами в реальном мире и понимать их, а также целые предложения. Во время занятий внимание уделяется грамматическому строю речи, в связи с его важностью для понимания услышанного и для собственного произношения ребенком. Важно заниматься пополнением словарного запаса.

Независимо от формы заболевания детей обучают письму и чтению в минимально возможном возрасте. Два этих навыка позволяют активно развивать речевые центры, фонетику, грамматику и лексикон, улучшая тем самым саму речь ребенка. Занятия проводят как специалисты-педагоги, так и сами родители.

Рекомендации по проведению занятий

Кроме логопеда, с алаликом должен заниматься и дефектолог. Потому что, кроме трудностей с речью, у него имеются и нарушения в эмоционально-волевой сфере. Дефектолог уделяет больше внимания коррекции высших психических функций и личностных особенностей.

Также необходимо наблюдаться у невролога, потому что причиной дефекта является органическое поражение определенных участков коры головного мозга. Он назначит подходящее медикаментозное лечение, что позволит ребенку лучше заниматься.

Нежелание контактировать с окружающими

Во время первых занятий очень важно установить контакт. Задача взрослого − вызвать у ребенка стремление к общению. На занятиях должна быть спокойная расслабляющая атмосфера. Хвалите малыша за любые достижения, создавайте ситуацию успеха, тогда у него сохранится интерес к занятиям.

, , , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector