Зел потенция
Назад

В гостях у сказки: волшебная терапия для малышей

Опубликовано: 25.04.2020
Время на чтение: 4 мин
0
5

Сказкотерапия в работе с детьми дошкольниками

Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать. (В. А. Сухомлинский)

Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, Вачков И. В., М. Осорина, Е. Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие.

Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого.

В сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки. Каждому подбирается свой, соответствующий его интересам, жанр.

Как пишет Вачков И. В., главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как основа любой сказки. Именно точность подобранной метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе

Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра, она нужна для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности. (Дж. Родари)

Цели и задачи:

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков И. В., сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Сказки содействуют развитию речи детей, развивают навыки связной речи. Развивают способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор;

Сказки воспитывают послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям. Формируют такие качества как терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.

Сказки бывают:

Дидактические сказки

Художественные сказки

Авторские сказки

Народные сказки

Психокоррекционные сказки

Психотерапевтические сказки

Дидактическая сказка – самая простая и ненавязчивая. Цель дидактической сказки скромна – передать ребенку новое знание, умение, навык. Показать смысл и важность этого умения. Круг знаний и навыков, которым обучает дидактическая сказка, очень обширен

Авторские сказки относят к типу психологических сказок. Психологическая сказка чуть проще и одновременно чуть сложнее. Это любая авторская история содержащая вымысел. В этом заключается ее простота, но одновременно с этим ее цель – повлиять на личностное развитие слушающего, путем передачи важной информации в ярком метафорическом виде. В этом ее сложность.

Предлагаем ознакомиться  Как управлять мужчиной? Мастерство манипуляций. 49 простых правил

Отличие психологической сказки от дидактической в том, что дидактическая сказка концентрируется на обучении полезным навыкам в бытовой сфере, в то время как психологическая сказка отбрасывает быт и сосредотачивается на психологической стороне всех этих действий. Она сосредоточится на ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИЕ слушающего.

Психокоррекционные сказки сочиняются и рассказываются с целью оказать мягкое влияние на поведение и установки человека – как взрослого, так и ребенка. Сначала в такой психокоррекционной сказке демонстрируется неэффективный и непродуктивный стиль поведения, а потом предлагается альтернатива. События, которые происходят с героями такой сказки, могут быть похожи на события обычной жизни, а звучать могут как несколько абстрактные метафоры.

Психотерапевтические сказки обладают наибольшей силой воздействия, они должны быть глубокими, красивыми и мудрыми. Цель психотерапевтической сказки – оказать своевременную поддержку.

Русская народная сказка – произведение устного творческого русского народа.

В русских сказках русский народ пытался высказать свое национальное мироощущение, наставить своих детей в первобытной, но глубокой жизненной мудрости. Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды.

Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Особый смысл сказок о животных. Их герои звери и птицы, но как они похожи на людей! Как и волшебные сказки, сказки о животных помогают верно, понять жизнь, людские нравы. В сказках о животных действительно показано то, что народ осуждал в себе, в своих социальных врагах, в обществе. Высмеивались глупость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и т. п.

Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций.

Сказки о преобразовании, трансформации. Примером такой сказки может служить сказка Г. Х. Андерсана «Гадкий утенок». Работа с этой сказкой подойдет с людьми, у которых по определенным причинам низкая самооценка.

Страшные сказки. Сказки о нечистой силе: ведьмах, упырях, вурдалаках и прочих.

Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6–7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека

Художественные сказки

К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами. В художественных сказках есть дидактический, психокоррекционный, и психотерапевтический аспекты. Изначально художественные сказки создавались вовсе не для психологического консультирования, но в настоящее время успешно используются многими психотерапевтами в психологическом консультировании.

Предлагаем ознакомиться  Возможно ли прерывание лечения рака простаты

Рекомендации к применению сказкотерапии

Сеанс сказкотерапии необходимо проводить некоторое время спустя после предположительно травмирующей ситуации, когда ребенок успокоился и способен взглянуть на происшедшее со стороны, в нашем случае через призму сказочной реальности. Наиболее подходит для такого общения время перед дневным сном.

В некотором царстве, в некотором государстве…»

Эти слова как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно:

может быть, за тридевять земель, а может быть, и рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю. Определенное место действия психологически отделяет ребенка от событий, происходящих в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был. Для того, чтобы ребенок лучше воспринимал то, что с ним происходит в сказке, можно придумать ритуал перехода в Волшебную страну.

Одним из элементов такого ритуала может стать «превращение» ребенка в любого сказочного героя (по его выбору).

Способ подачи сказочного материала и привлечения ребенка к творческому процессу можно выбрать самостоятельно.

Можно рассказывать сказку, задавая включающие вопросы ребенку в пиковых ситуациях: как ты думаешь, почему герой поступил так, тебе понравился его поступок, как бы ты поступил на его месте?

Можно предложить ребенку сочинить сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди.

Также возможен вариант, когда взрослый предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему.

Еще одним вариантом сказкотерапевтической работы может стать рассказывание известной сказки от лица различных персонажей.

Принципы работы со сказкой

1. Принцип осознанности:

Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже не смотря на то, что на первый взгляд незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки.

2. Принцип множественности:

Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов. Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.

Предлагаем ознакомиться  «Сказкотерапия- как средство развития речи дошкольников» учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему

3. Принцип реальности:

Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок. Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

Основные методы сказкотерапии

1. Сочинение и рассказывание сказки:

Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, т. к. при этом рассказчик может наблюдать, что происходит в процессе разговора с ребенком

2. Рисование сказки:

Желательно после рассказа, сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли.

3. Изготовление кукол:

Стоит остановиться на одном из основных методов сказкотерапии: изготовление кукол. В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы.

По мнению Гребенщиковой Л. Г., любое изготовление куклы – это своего рода медитация, т. к. в процессе шитья куклы происходит изменение личности. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. В процессе изготовления куклы происходит включение механизмов проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных результатов.

Способ подачи сказочного материала и привлечения ребенка к творческому процессу можно выбрать самостоятельно.

Для того чтобы ребенок воспринимал, то что с ним происходит в сказке, можно придумать ритуал перехода в Волшебную страну. Одним из элементов такого ритуала может стать «превращение» ребенка в любого сказочного героя (по его выбору)

Таким образом, комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми

Список сказок, которые имеют терапевтический эффект

Для детей, которые столкнулись с проблемами в семье:

  • «Морозко»
  • «Крошечка-Хаврошечка»
  • «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
  • «Снегурочка»
  • «Аленький цветочек»
  • «Золушка»

Для детей, переживающих кризис, стресс, невроз:

  • «Спящая красавица»
  • «Госпожа Метелица»
  • «Церевна-Лягушка»
  • «Серая шейка»

Для приёмных детей, детей с низкой самооценкой:

  • «Мальчик-с-пальчик»
  • «Гадкий утёнок»

Для преодоления страхов:

  • «Красная Шапочка»
  • «Гуси-лебеди»
  • «Волк и семеро козлят»
  • «Баба Яга»
  • и много других сказок.
, , , , , , , , , , , , , , , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector